1521.jpg3     Позиция большинства современных родителей — развивать детей всесторонне и гармонично, так, чтобы в жизни обязательно пригодилось. Данная статья расскажет о том, как организовать этот процесс дома. Речь пойдёт о классической музыке и об общем музыкальном воспитании.

Классическая музыка — это лучшие образцы, сохраняющие силу воздействия на слушателя вне времени.  Почему же многие взрослые считают классику скучной? Дело в том, что восприятие классической музыки сложнее, чем популярной эстрадной, поэтому приобщение к классике требует опыта, понимания и специальных усилий со стороны взрослых.

О пользе прослушивания классики писали многие. Доказано, что оно влияет на развитие абстрактного мышления, внимания, творческих способностей. Классическая музыка ненавязчиво демонстрирует ребёнку множество разнообразных характеристик – темп, лад, разные по высоте и громкости звуки, сливающиеся в одно произведение. Малышу не надо объяснять теоретическую часть, он впитывает богатую структуру классической музыки комплексно. Такое восприятие схоже с усвоением ребёнком родного языка. Если вокруг звучит правильная речь, значит, малыш переймёт все правила и смыслы, получив в естественной среде огромный объём информации.

Таким образом, прослушивание классической музыки готовит мозг ребёнка к восприятию более сложных школьных знаний, а особенно, к изучению языков, математике, к творческим занятиям.

Помимо этого, музыка способна решить одну из основных задач дошкольного возраста – развитие эмоционального мира ребёнка. То грустная, то весёлая, музыка передаёт разные настроения. Понаблюдайте за малышом, когда он слушает. Движение его рук и ног, мимика покажут, что он эмоционально вовлечён, он сопереживает. Он учится понимать чувства другого. Не этого ли умения так не хватает людям сегодня?

Прослушивая музыкальные произведения, напевая или проигрывая их доступными способами, дети развивают память.

Помимо этого, наблюдения за детьми, посещающими детские концерты классической музыки, позволили сделать вывод о терапевтическом влиянии классики. Тревожность, агрессивность, замкнутость, гиперактивность -  на все эти состояния позитивно и мягко влияет гармония музыки.

Слушание будит воображение ребёнка, которое необходимо не только для будущего творчества, но и для успешного решения каждодневных нестандартных задач.

Если кратко перечислить основные преимущества, которые даёт детям прослушивание классической музыки выйдет убедительный список. Это развитие:

•        внимания;

•        памяти;

•        эмоциональной отзывчивости, сопереживания и понимания другого;

•        абстрактного мышления – необходимо для освоения математики, геометрии, физики;

•        готовности понимания языковых структур;

•        творческих способностей;

•        художественного вкуса.

Но все эти преимущества доступны ребёнку только в том случае, если у него возникает интерес к музыке. Как же его вызвать? Тут всё оказывается в руках взрослых. Интерес можно навсегда отбить, превратив прослушивание музыки в нудную необходимость «для пользы» или интерес можно развить, преподнося малышу музыкальные произведения в доступной для него форме.

Идеальная ситуация музыкального развития дошкольника выглядит так: в доме ребёнка с первых дней звучит музыка. Подбору фонотеки можно посвятить отдельную статью, здесь же остановимся на совете подобрать коллекцию таким образом, чтобы среди неё были образцы классической музыки. Дело в том, что мы любим то, что знаем. Поэтому если Вы хотите, чтобы Ваш ребёнок полюбил классику – просто сделайте её для ребёнка «старой доброй знакомой».

Пойте для ребёнка и с ребёнком. Танцуйте. Пусть Вы не мастер в танцах и пении, не это является главным для маленького зрителя. Малыш впитает танец и песню как средство выражения чувств и эмоций. Прочувствует, что музыка может успокоить и наоборот, развеселить.

Песни учат этике намного лучше, чем нравоучения. Пойте песни о том, чему Вы хотите научить ребёнка, и он воспримет ценности.

Игрушки, издающие звуки, музыкальные инструменты в доме, также вносят важный вклад в развитие.

Прекрасно, если кто-то дома играет на музыкальном инструменте. Если же нет, то обязательно попробуйте познакомить ребёнка с живым звуком на концертах. Вибрации воздуха, наполняющие помещение от игры инструментов, творят чудеса – дети слушают живой звук совсем иначе, чем в записи. С пяти лет многие дошколята удивляют родителей, спокойно выдерживая довольно длительные концерты, детский балет или оперу.

Существуют специальные концертные программы, где маленькие зрители становятся свидетелями того, как разные звуки рождаются из инструментов. Через собственный опыт знакомятся с основными музыкальными понятиями. Обязательно попробуйте посетить такие концерты, предварительно подготовив ребёнка рассказом о поведении на концерте и о волшебстве, о котором может поведать внимательному слушателю музыка.

Не стремитесь сделать из ребёнка гениального музыканта, но обязательно предоставьте ему возможность узнавать и понимать музыку. И тогда, мир Вашего ребёнка станет ярче и богаче, а родителям, возможно, не придётся обращаться в школьные годы к репетиторам или психологам. Незаметно, музыка справиться с трудностями взросления лучше, чем специалист в какой-либо отрасли.

Список классической музыки, которую уместно давать слушать детям (рекомендован сайтом «Страна Мам»):

И. Бах. Бранденбургские концерты, «Шутка»

Л. Бетховен. «К Элизе», «Лунная соната»

Ж. Бизе. Марш и хор мальчиков из оперы «Кармен»

И. Брамс. Венгерские танцы, «Колыбельная»

К. М. Вебер. Хор охотников из оперы «Волшебный (вольный) стрелок»

Э. Григ. «Шествие гномов», «Утро», «В пещере горного короля»

А. Даргомыжский. Хоры русалок из оперы «Русалка»

А. Дворжак. Славянские танцы.

М. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила», «Марш Черномора», «Жаворонок», «Детская полька»

Дж. Верди. «Тарантелла».

А. Вивальди «Времена года»

А. Лядов «Музыкальная табакерка»

А. Е. Майкапар. Пьесы.

В. А. Моцарт. «Маленькая ночная серенада», «40-я симфония», Дуэт Папагено и Папагены из оперы «Волшебная флейта», Увертюра к опере «Свадьба Фигаро», «Турецкий марш»

М. Мусоргский. «Балет невылупившихся птенцов» из «Картинок с выставки» (все «Картинки с выставки» ), «Баба-Яга», «Детский уголок»

С. Прокофьев. «Петя и волк», «Танец рыцарей»

С. Рахманинов. «Итальянская полька»

Н. А. Римский-Корсаков. «Полёт шмеля»,» Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Г. Свиридов. Вальс к повести А. С. Пушкина «Метель»

К. Сен-Санс «Карнавал животных»

С. Танеев. «Колыбельная»

П. И. Чайковский. Балеты: «Щелкунчик», «Лебединое озеро», вальс из балета «Спящая красавица», «Детский альбом», «Времена года».

Ф. Шопен. Вальсы.

И. Штраус. Вальсы и марши.

Ф. Шуберт. «Форель», «Охотник», «Серенада»

Р. Шуман. Альбом для юношества.

Еще мне очень понравился мультфильм «Снегурочка» по мотивам пьесы А. Островского на музыку Римского-Корсакова в обработке Л. Шварца. Он, помимо всего прочего, приобщает к лучшим образцам классической музыке.

Список далеко неполный. Самое главное, что это должна быть классика в оригинале, а не «детские» обработки.

1 комментарий Учим дошкольника слушать классическую музыку

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Рубрики

Чтобы получать новости с моего сайта заполните форму ниже: